Сегодня мы поговорим о 3-х этапах фундаментального анализа фондового рынка. Существует несколько методов проведения оценки фундаментальных показателей как мировых экономик в целом, так и отдельных компаний в частности.
В этой статье мы затронем классический метод фундаментального анализа, который также называется методом «сверху-вниз», но прежде дадим определение самого фундаментального анализа и обозначим основные цели, которые он преследует в инвестициях на фондовом рынке.
Что такое фундаментальный анализ?
Фундаментальный анализ – это комплекс мероприятий по сбору и аналитике финансовых и экономических показателей компаний фондового рынка, позволяющий определить «качество» этих компаний, а также уровень отношения реальной стоимости акций к их рыночной цене на бирже (недооцененные или переоцененные компании).
Цели фундаментального анализа
Среди множества целей фундаментального анализа, зависящих от стратегии работы на бирже, можно выделить 2 основные:
- Найти среди множества компаний фондового рынка те, которые являются надежными и развивающимися – качественными. Именно такие компании выгодно иметь в инвестиционном портфеле долгосрочному инвестору.
- Определить уровень цены акций, который близок или ниже реальной стоимости компании. Покупка по такой цене («справедливая цена») позволит как снизить риски при инвестировании, так и увеличить прибыль в будущем.
Метод фундаментального анализа «сверху-вниз»
Перейдем теперь к рассмотрению классического метода фундаментальной оценки акций компании «сверху-вниз», который обычно состоит из 3 этапов:
- фундаментальный анализ рынка в целом;
- анализ отраслей рынка;
- анализ отдельной компании внутри отрасли.
Этап 1. Анализ фондового рынка в целом
На данном этапе инвестор анализирует фундаментально экономику государства (или нескольких – если компания международная), определяя целесообразность «входа в рынок».
На основе изучения макроэкономических показателей делается вывод о возможности вложения средств на данном этапе развития экономики, о приоритетах инвестирования в те или иные инструменты.
При ожидаемом росте экономических показателей наиболее предпочтительным объектом инвестиций становятся акции, если же намечается спад деловой активности, то имеет смысл переместить средства в облигации надежных эмитентов (возможно, государственные), либо вообще вывести деньги с рынка.
Этап 2. Анализ отдельных индустрий
При одном и том же состоянии экономики разные индустрии могут развиваться по-разному: одни бурно развиваться, другие – снижать темпы развития, либо вообще терять рынок.
Задача второго этапа фундаментального анализа по методу «сверху-вниз» – провести сбор и аналитику данных по выбранным индустриям и найти лидера по определенным фундаментальным показателям.
Многие участники фондового рынка интересуется отраслями, в которых отмечается быстрый рост. Как правило, в этих отраслях ощущается высокая потребность в инвестиционных ресурсах, сочетающаяся с возможностью эффективного использования средств.
С другой стороны, такие инвестиции связаны с повышенным риском, поскольку ожидания быстрого роста могут и не оправдаться. Кроме того, предприятия на ранней фазе развития редко выплачивают высокие дивиденды.
По этим причинам консервативно настроенные инвесторы могут выбрать покупку акций тех компаний, которые работают в стабильных отраслях. Часто они не могут похвастаться высокими темпами роста, но имеют устойчивое финансовое положение.
В любом случае, инвесторы стремятся избегать вложения капитала в те отрасли, в которых отсутствуют и рост и стабильная прибыль.
Этап 3. Анализ отдельных компаний
Третий этап нашего метода фундаментального анализа – это сбор данных по определенным компаниям и выявление лидера среди них. Этот этап занимает больше времени и сил, чем 2 предыдущих, но именно от грамотности его прохождения зависит итог инвестиционной деятельности.
В ходе него применяется весь спектр инструментов фундаментального анализа. Здесь требуется, во-первых, принять решение о том, стоит ли покупать акции данной компании – является ли она качественной.
Во-вторых, необходимо определить момент покупки компании – определить и дождаться той цены, которая будет соответствовать цели №2 (компания недооценена или ее цена является “справедливой”).
В периоды рыночного ажиотажа котировки могут значительно превысить разумные пределы, и покупка акций даже самой перспективной компании по завышенной цене окажется невыгодной.
В одной из следующих статей мы разберем основные показатели, учитываемые анализе компаний фондового рынка. Эти показатели являются основой при фундаментальном анализе акций.