Показатели рентабельности продаж (ROS)

Общее определение: коэффициент рентабельности продаж (ROS)  – это отношение прибыли компании (Income, Profit) к общему объёму её продаж, выручки (Sales, Revenue). Выражается в процентах. Показатели рентабельности продаж (прибыли) являются важной группой среди коэффициентов Profitability ratios.

Примечание! В этой и других публикациях все показатели рассмотрены для компаний фондового рынка США. У некоторых из этих показателей есть своя специфика в нормах, расчёте по балансу, если их сравнивать с бухгалтерским учётом в России.

Как рассчитать

Формула коэффициента рентабельности продаж – это дробь, соотношение. В числителе находится прибыль компании, в знаменателе – объём продаж (выручка).

Расчёт показателя за определённый период может быть произведён в 4-х вариантах. При этом знаменатель будет всегда один и тот же, а в числителе можно подставить значение одного из видов прибыли по балансу:

Полезно знать! Другие названия мультипликаторов ROS: коэффициент рентабельности прибыли, Return on Sales, Profit Margin – Gross, Operating, Pre-tax, Net, показатель маржинальности (прибыльности).

Валовая рентабельность

Gross Profit Margin – это доля прибыли предприятия от продаж с учётом прямых затрат на производство или приобретение реализуемой продукции, услуг. Валовая маржинальность рассчитывается по формуле:

Формула для Gross Profit Margin

где:

Операционная рентабельность

Operating Profit Margin – это доля операционной прибыли от всего объёма выручки. Операционная маржинальность считается так:

Расчёт Operating Profit Margin

где:

Operating Profit – это операционная прибыль компании. Является разницей между валовой прибылью и расходами на операционную деятельность.

Рентабельность прибыли до налогов

Pre-tax Profit Margin – это доля прибыли до налогообложения в общих продажах предприятия. Доналоговая маржинальность представлена формулой на картинке ниже:

Как считать Pre-tax Profit Margin

где:

Pre-tax Profit (EBIT) – чистая прибыль до вычета налогов. Является разницей между операционной прибылью и результатами прочих доходов/расходов.

Полезно знать! Коэффициент рентабельности продаж с учётом прибыли до налогообложения редко используется при анализе финансовой деятельности компании.

Чистая рентабельность

Net Profit Margin (или просто Profit Margin, либо ROS) – это доля чистой прибыли организации в её общей выручке. Чистая маржинальность рассчитывается по формуле:

Как считать Net Profit Margin

где:

Net Profit (Income) – чистая прибыль предприятия. Является разницей между операционной прибылью и результатами прочих доходов/расходов.

Норма показателей

Норма рентабельности продаж встречается в применении у двух из четырёх коэффициентов данной группы:

Данные для расчёта

Значения показателей маржинальности можно найти как в уже готовом виде, так и рассчитать самостоятельно по формулам выше. Если вы хотите сами произвести расчёт, то вам понадобится Profit & Loss Statements компании (отчёт о прибылях и убытках).

Документ можно найти в двух первичных источниках – на официальном сайте организации, в его инвесторском разделе, либо на сайте регулятора. Рассмотрим последний вариант:

Регулятор американского рынка – комиссия по ценным бумагам (SEC). Ссылка на страницу поиска отчётов на SEC по тикеру акции: https://www.sec.gov/edgar/searchedgar/companysearch.html

1. В поиске начните набирать тикер. Затем в выпадающем ниже списке кликните по нужной вам компании.
2. Затем находим нужный нам отчёт предприятия (10-Q – квартальный, 10-K – годовой) и кликаем на надпись справа от него: Documents или Interactive Data.
3. Выбираем в разделе Interactive Data из списка Financial Statements упрощённый консолидированный отчёт о прибылях и убытках (Condensed Consolidated Statements of Income). Находим в нём все необходимые данные для расчёта нужного вам коэффициента рентабельности продаж.

Наглядно все 3 шага показаны на картинках ниже:

Если вы хотите найти готовое значение Return on Sales, то сделать это можно на разных вторичных источниках финансовой информации (как платных, так и бесплатных).

Одним из условно бесплатных является сайт сервиса Finviz (Финвиз), который известен своим скринером акций американского фондового рынка. В его таблице мультипликаторов присутствуют такие коэффициенты, как Gross, Operating и Net  Profit Margin:

Из платных источников данных можно выделить качественный сервис аналитики, которому можно доверять – это Value Line. В его консолидированном отчёте отражены отдельными строками те же 3 показателя рентабельности прибыли, что и на Финвиз:

Следует знать! Данные для расчёта показателей или их непосредственные значения могут отличаться друг от друга в разных вторичных источниках. Это связано с различным периодом обновления значений и ошибками при их отображении. Последнее особенно актуально для бесплатных сервисов.

Самая точная информация всегда находится на ресурсах SEC (регулятора), официальном сайте анализируемой компании и некоторых платных вторичных источниках.

Что показывает

Говоря в общем, и простыми словами, коэффициент рентабельности продаж показывает долю прибыли в объёме выручки предприятия.

Если говорить о каждом варианте просчёта маржинальности:

Экономическое значение

Руководство предприятия, просчитав каждый из коэффициентов маржинальности продаж, может выявить «узкие» места и применить ряд мер по их устранению.

Например, большая разница между Operational и Gross Margin может говорить о том, что существуют большие затраты на операционную деятельность. При детальном рассмотрении каждой из статей расходов, можно найти пути их оптимизации (уменьшения).

Для инвестора

1. Инвестора, в первую очередь, интересует коэффициент чистой рентабельности продаж. Он должен быть положительным и, желательно, выше, чем у конкурентов анализируемой компании.

2. При схожих параметрах у конкурентов внутри одной индустрии инвестор для более объективной фундаментальной оценки может анализировать другие мультипликаторы: ROIC, ROE, инвестиционные показатели, коэффициенты долга и ликвидности.

3. Также важно смотреть на те самые «узкие» места (большую разницу) между основными коэффициентами прибыльности.

4. В зависимости от выбранной стратегии, инвестор может сравнивать мультипликаторы маржинальности в разных индустриях, учитывая риски каждой из них, и выбирать компании из секторов экономики с наилучшим соотношением риск/доходность.

Инвестору важно понять: остаются ли у бизнеса средства после всех расходов и выплаты всех обязательств, насколько доля чистой прибыли в конкретной компании (индустрии) отличается от конкурентов (других индустрий) при прочих равных рисках инвестирования.

Если данная статья оказалась для вас полезной, поделитесь ею в соц. сетях и оцените при помощи блока с 5-ю звёздами ниже.

Ваши комментарии по коэффициентам Return on Sales оставляйте под статьёй, в специальном для этого блоке.

Похожие статьи и страницы:

Поделитесь в соц. сетях:

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в pinterest
Поделиться в reddit
Поделиться в linkedin
Поделиться в email

Оцените статью и оставьте комментарий:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Вводные уроки
и материалы:

14 января 2021г.:

Как получать от 20-30% годовых в $* с минимальными рисками на фондовых рынках!.

Бесплатный онлайн урок + материалы по инвестированию и фондовому рынку

Получите доступ >>

13 января 2021г.:

Как увеличить ежемесячную доходность на 1-2% в $* с помощью опционов на акции.

Как опционные стратегии помогают снижать риски инвестору и трейдеру.

Бесплатный онлайн урок + материалы по фондовому рынку и основам торговли опционами на акции

Получите доступ >>

Мероприятия Инвестклуба
(платные):

Практикум для трейдеров и инвесторов

Опционные стратегии на конкретных примерах. Работаем с опционами на акции.

Онлайн Мастер класс

Записаться >>

Практикум для инвесторов и Value трейдеров

Фундаментальный анализ и стратегии работы с акциями рынка США на реальном примере.

Онлайн Мастер класс

Записаться >>

Практикум для трейдеров и инвесторов

Опционные стратегии на конкретных примерах. Работаем с опционами на акции.

Онлайн Мастер класс

Записаться >>

Инвестиционный ретрит на о.Самуи 

Период проведения пока неизвестен

Картинка к анонсу инвестиционного ретрита на о. Самуи в 2020г

Узнать подробности >>

Консультации:

Инвестору
и Трейдеру

Помощь в подборе портфеля акций на рынке США.

Анализ акций и опционов на них.

Подбор стратегии под индивидуальный психотип.

Тематические подборки: