Общее определение: коэффициент рентабельности продаж (ROS) – это отношение прибыли компании (Income, Profit) к общему объёму её продаж, выручки (Sales, Revenue). Выражается в процентах. Показатели рентабельности продаж (прибыли) являются важной группой среди коэффициентов Profitability ratios.
Примечание! В этой и других публикациях все показатели рассмотрены для компаний фондового рынка США. У некоторых из этих показателей есть своя специфика в нормах, расчёте по балансу, если их сравнивать с бухгалтерским учётом в России.
Как рассчитать
Формула коэффициента рентабельности продаж – это дробь, соотношение. В числителе находится прибыль компании, в знаменателе – объём продаж (выручка).
Расчёт показателя за определённый период может быть произведён в 4-х вариантах. При этом знаменатель будет всегда один и тот же, а в числителе можно подставить значение одного из видов прибыли по балансу:
Валовую (Gross Profit).
Операционную (Operating Income).
До налогов (Pre-tax income).
Чистую (Net Income).
Полезно знать! Другие названия мультипликаторов ROS: коэффициент рентабельности прибыли, Return on Sales, Profit Margin – Gross, Operating, Pre-tax, Net, показатель маржинальности (прибыльности).
Валовая рентабельность
Gross Profit Margin – это доля прибыли предприятия от продаж с учётом прямых затрат на производство или приобретение реализуемой продукции, услуг. Валовая маржинальность рассчитывается по формуле:
где:
Gross Profit – это валовая прибыль, которая равна разнице между выручкой и себестоимостью.
Total Revenue (Net Sales) – это объём реализуемой продукции, оказанных услуг. То есть, общая выручка компании.
Операционная рентабельность
Operating Profit Margin – это доля операционной прибыли от всего объёма выручки. Операционная маржинальность считается так:
где:
Operating Profit – это операционная прибыль компании. Является разницей между валовой прибылью и расходами на операционную деятельность.
Рентабельность прибыли до налогов
Pre-tax Profit Margin – это доля прибыли до налогообложения в общих продажах предприятия. Доналоговая маржинальность представлена формулой на картинке ниже:
где:
Pre-tax Profit (EBIT) – чистая прибыль до вычета налогов. Является разницей между операционной прибылью и результатами прочих доходов/расходов.
Полезно знать! Коэффициент рентабельности продаж с учётом прибыли до налогообложения редко используется при анализе финансовой деятельности компании.
Чистая рентабельность
Net Profit Margin (или просто Profit Margin, либо ROS) – это доля чистой прибыли организации в её общей выручке. Чистая маржинальность рассчитывается по формуле:
где:
Net Profit (Income) – чистая прибыль предприятия. Является разницей между операционной прибылью и результатами прочих доходов/расходов.
Норма показателей
Норма рентабельности продаж встречается в применении у двух из четырёх коэффициентов данной группы:
Для операционной рентабельности нормативом рекомендовано считать значение более 20% у компаний промышленного сегмента и более 30% - для многих других сфер.
Уоррен Баффетт предпочитает выбирать компании в том числе по коэффициенту чистой рентабельности. Данный показатель для него должен быть более 20%.
Данные для расчёта
Значения показателей маржинальности можно найти как в уже готовом виде, так и рассчитать самостоятельно по формулам выше. Если вы хотите сами произвести расчёт, то вам понадобится Profit & Loss Statements компании (отчёт о прибылях и убытках).
Документ можно найти в двух первичных источниках – на официальном сайте организации, в его инвесторском разделе, либо на сайте регулятора. Рассмотрим последний вариант:
1. В поиске начните набирать тикер. Затем в выпадающем ниже списке кликните по нужной вам компании. 2. Затем находим нужный нам отчёт предприятия (10-Q – квартальный, 10-K – годовой) и кликаем на надпись справа от него: Documents или Interactive Data. 3. Выбираем в разделе Interactive Data из списка Financial Statements упрощённый консолидированный отчёт о прибылях и убытках (Condensed Consolidated Statements of Income). Находим в нём все необходимые данные для расчёта нужного вам коэффициента рентабельности продаж.
Наглядно все 3 шага показаны на картинках ниже:
Если вы хотите найти готовое значение Return on Sales, то сделать это можно на разных вторичных источниках финансовой информации (как платных, так и бесплатных).
Одним из условно бесплатных является сайт сервиса Finviz (Финвиз), который известен своим скринером акций американского фондового рынка. В его таблице мультипликаторов присутствуют такие коэффициенты, как Gross, Operating и Net Profit Margin:
Из платных источников данных можно выделить качественный сервис аналитики, которому можно доверять – это Value Line. В его консолидированном отчёте отражены отдельными строками те же 3 показателя рентабельности прибыли, что и на Финвиз:
Следует знать! Данные для расчёта показателей или их непосредственные значения могут отличаться друг от друга в разных вторичных источниках. Это связано с различным периодом обновления значений и ошибками при их отображении. Последнее особенно актуально для бесплатных сервисов.
Самая точная информация всегда находится на ресурсах SEC (регулятора), официальном сайте анализируемой компании и некоторых платных вторичных источниках.
Что показывает
Говоря в общем, и простыми словами, коэффициент рентабельности продаж показывает долю прибыли в объёме выручки предприятия.
Если говорить о каждом варианте просчёта маржинальности:
Валовая прибыльность показывает, какой процент от выручки остаётся у бизнеса после затрат на себестоимость (прямые расходы).
Операционная прибыльность отражает ту долю, которая доступна компании после вычета расходов, связанных с основной деятельностью.
Чистая прибыльность указывает на то, остаются ли у компании средства для развития после всех затрат и выплат.
Экономическое значение
Руководство предприятия, просчитав каждый из коэффициентов маржинальности продаж, может выявить «узкие» места и применить ряд мер по их устранению.
Например, большая разница между Operational и Gross Margin может говорить о том, что существуют большие затраты на операционную деятельность. При детальном рассмотрении каждой из статей расходов, можно найти пути их оптимизации (уменьшения).
Для инвестора
1. Инвестора, в первую очередь, интересует коэффициент чистой рентабельности продаж. Он должен быть положительным и, желательно, выше, чем у конкурентов анализируемой компании.
2. При схожих параметрах у конкурентов внутри одной индустрии инвестор для более объективной фундаментальной оценки может анализировать другие мультипликаторы: ROIC, ROE, инвестиционные показатели, коэффициенты долга и ликвидности.
3. Также важно смотреть на те самые «узкие» места (большую разницу) между основными коэффициентами прибыльности.
4. В зависимости от выбранной стратегии, инвестор может сравнивать мультипликаторы маржинальности в разных индустриях, учитывая риски каждой из них, и выбирать компании из секторов экономики с наилучшим соотношением риск/доходность.
Инвестору важно понять: остаются ли у бизнеса средства после всех расходов и выплаты всех обязательств, насколько доля чистой прибыли в конкретной компании (индустрии) отличается от конкурентов (других индустрий) при прочих равных рисках инвестирования.
Если данная статья оказалась для вас полезной, поделитесь ею в соц. сетях и оцените при помощи блока с 5-ю звёздами ниже.
Ваши комментарии по коэффициентам Return on Sales оставляйте под статьёй, в специальном для этого блоке.
“Как увеличить количество прибыльных сделок” независимо от рынка, актива и вашей стратегии работы на рынке.
– вводная теория в личном кабинете; – видео с мастер классом и ответами на вопросы; – возможность пройти обучение с практикой и сопровождением по сниженным ценам.
– Обзор рынка. – Разбор индустрии на рынке США. – Фундаментальный и технический анализ компании. – Возможные стратегии работы с этой компанией по 3-м методикам: Вэлью инвестирование, Вэлью трейдинг, базовые стратегии с опционами на акции.